Копиевский
Этот текст был написан мной для русской Википедии. Я разрешаю использовать его в проекте “Википедия”, однако на всякий случай сохраняю его на своем сайте в исходном виде.
Екатерина Кислова
Копиевский (Копиевич)1 Илья (Элиаш) Фёдорович (ок. 1651 — 23 сентября 1714) — просветитель, издатель, переводчик, поэт, писатель.
Происхождение и биография
Илья Копиевский (Илья Копиевич) — уроженец Великого Княжества Литовского, родился близ города Ляховичи, недалеко от Мстиславля (совр. Могилёвской области). Отец — мелкопоместный шляхтич протестантского вероисповедания. Во время русско-польской войны ребенком был захвачен в плен:
Егда Хованский, великий гетман, ходи под Ляховиче город с войскими силами, тогда боярский сын боярский сын с Бежецкия пятины противу наказа великого государя меня малого, в девятом году, украл и завез с собою.
Цит. по Г.Прибытка. На всемирную пользу
Жил сперва в Новгороде, затем, сбежав от боярина, жил под покровительством Алексея Михайловича и учился в школе в Москве, был отпущен на родину с приехавшим туда мстиславским воеводой Цехановецким. Однако к моменту его возвращения имение его семьи по обвинению в ереси и измене было конфисковано польским королем Яном Казимиром в пользу иезуитов. Поводом для подозренийм стал, очевидно, тот факт, что во время войны семья находилась под покровительством русского царя, а князь Хованский повелел охранять от разорения дом Фёдора Копиевского, приставив к нему караул и трубача.
Выходец из протестантской семьи, образование он получил в Слуцкой кальвинистской гимназии, основанной в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом (ум. 1620), исповедавшим кальвинизм В 1674 году его назначили лектором (учителем младших классов) этой гимназии.
Каким образом и когда он попал в Амстердам, также неизвестно, однако к моменту прибытия туда Великого посольства Петра (то есть к 1697 году) он уже жил в Амстердаме и был кандидатом в пасторы. Традиционно сообщается также о его учебе в Нидерландах, однако где, когда и чему он обучался — неизвестно. Возможно, его учеба была как-то связана с издательским делом.
В 1699—1700 гг. Копиевский сотрудничает с голландским купцом Яном Тессингом в деле издания славянских книг, но уже в 1700 году Копиевский открывает в Амстердаме собственную типографию.
Параллельно с издательской деятельностью он дает уроки по иностранным языкам, грамматике и навигации молодым русским, прибывающим по поручению Петра в Амстердам для обучения. В числе его учеников О. И. Щербатов, С. А. Салтыков, грузинский царевич Арчил и др.
Копиевский активно работает над книгами, но дела типографии идут плохо: в Голландии книги на русском не расходятся, а продавать их в России нельзя, так как привилегию на такую торговлю имел только Ян Тессинг2. В 1700—1701 гг. Копиевский получает привилегию Голландских генеральных штатов и поддержку Яна де Ионга. В это время он издает свои книги в типографии Авраама Бремена. Однако сотрудничество оказывается неудачным и завершается разрывом и судом.
В 1703 г. Копиевский покидает Амстердам, в 1703—1706 он живет в Данциге и Хелме. Он не оставляет попыток наладить собственную типографию в Копенгагене и Галле.
В 1706 г. в пригороде Данцига Штольценберге в типографии Х.-Ф. Гольца Копиевский издает «Руковедение в грамматыку во славянороссийскую» (лат. Manuductio in grammaticam in sclavonico Rosseanam seu Moscoviticam).
Копиевский приезжает в Россию, где получает 50 ефимков от царской канцелярии на приобретение книг за границей. Однако затея стать книготорговым агентом Петра провалилась: в Данциге он успевает купить только одну книгу («Артиллерию» Брауна), а по дороге назад в Россию его, по его словам, ограбили казаки.
Копиевский с дочерью отправился в Варшаву, где был прикомандирован к Якову Брюсу до определения:
А жыву со оною дочеришкою моею девятый месяц с немалою нуждою, и быть мне в походе при старости не возможно, разве да повелит пресветлое ваше царское величество во определении того моего дела быть где инде… по се число живу я без дела… да повелит державство ваше в определении дела моего быть за старостию в ином месте кроме здешняго походу, и чтоб вашею превысочайшею и щедролюбивою милостию в совершенство был делом и вашего величества жалованьем определен.
Из челобитной Копиевского Петру.
…Брюс писал Петру, что Копиевский живет у него безо всякого дела, так как он в немецком языке не искусен, а лучше бы ему переводить польские книги летописные или геометрические, «того ради не лучше ли его отослать к Гавриле Ивановичу (Головкину, начальнику посольской канцелярии), понеже мне он не надобен».
Русский биографический словарь А. А. Половцова.
Т. «Кнаппе — Кюхельбекер». С.245.
В Москве, куда он был отослан к Г. И. Головкину, Копиевский исполнял обязанности переводчика Посольского приказа. После 1708 г. информация о нем отсутствует; по некоторым версиям, он умер 23 сентября 1714 г.
Копиевский владел польским, русским, белорусским, голландским, немецким, греческим и латинским языками.
Типография Копиевского
В 1701 г. Копиевский стал владельцем собственной типографии, состоявшей из нескольких наборов пунсонов и матриц. В июне-ноябре 1702 г. Копиевский предлагает купить свою типографию Королевскому прусскому обществу наук в Берлине, однако сделка не состоялась; в 1703 г. Копиевский переезжает в Данциг (Гданьск). Издание «Руковедения в грамматику» 1706 г. было произведено в типографии Х. Ф. Гольца «собственными типами» Копиевского.
Через некоторое время типография Копиевского вошла в состав типографии Павла Патера (лат. Paulus Pater). Еще до отъезда Копиевского из Данцига они пытались совместно печатать календари для России. Хотя типография Патера была организована в 1704 г., ее эксплуатация началась только в 1711. Патер печатал книги на немецком и польском языках, русских изданий у него не отмечено.
Существует гипотеза о том, что в 1708 г. типография Копиевского, оставленная в Данциге, была во время Северной войны захвачена шведами и впоследствии использовалась для печати листовок и прокламаций, обращенных к славянскому населению, в частности, «Манифест военного комиссара от 8 октября 1708 г.» и «Универсал Карла XII». Сам Копиевский в челобитной 1710 г. сообщает, что он был ограблен шведским войском по дороге из Гданьска.
Против версии с захватом типографии шведами свидетельствуют тот факт, что шведы в это же время активно, но безуспешно пытаются приобрести русскую типографию для издания словаря Спарвенфельда. Кроме того, известна дальнейшая судьба типографии.
В 1721 г. часть типографии Патера (в том числе — пунсоны и матрицы типографии Копиевского) приобрел королевский секретарь Квинтилиан Василий Квасовский из Корвенов; в 1727 г. в Кенигсберге он напечатал шрифтами Копиевского «Греческий, римский и еврейский календарь»3.
В середине 1730-х типография Копиевского обнаруживается в университете Галле (Германия), где в кружке галльских пиетистов под руководством Августа Франке и его учеников идет активная работа по переводу и изданию на славянском языке важных богословских трудов пиетизма. В это время там изданы, в частности, переводы Симона (Тодорского): «Четыре книги об истинном христианстве» Иоанна Арнтда (Галле, 1735), «Начало христианского учения» А. Г. Франке (Галле, 1735) и др.
Однако Д.Чижевский указывает на отличия печатного шрифта типографии Галле от шрифтов изданий Копиевского:
Насколько мы можем судить о шрифте изданий Копиевича (по нескольким оригиналам и репродукциям титульных листов), они никак не похожи на галльский шрифт. Поэтому, как мы уже отмечали, славянский шрифт для галльской типографии был подготовлен уже в начале 18 века, когда типография Копиевского еще существовала, а не был закуплен незадолго до 1735 г. Можно предположить, что шрифты были вырезаны специально для Галле и что образцом послужили, скорее всего, разные кириллические южно-славянские издания 16 века, возможно, издания венецианские или тюбингские издания Примуса Трубара.
Д.Чижевський. Укра?нськi друки в Галле //
Укра?нська Книгознавча Бiблiотека.
Краков-Львов, 1943. С.19. (пер. с укр.)
Дальнейшая судьба типографии Копиевского неизвестна.
Издания Копиевского
Первоначально Копиевский составлял и редактировал книги на русском языке, выходившие в типографии Яна Тессинга, этого языка не знавшего. Петр поручил Копиевскому также перевод различных иностранных книг.
Существует 3 списка книг, подготовленных и изданных Копиевским. Все они составлены им самим и находятся в следующих документах:
- Прошение на имя Петра 1699 г. — перечислено 23 книги;
- Приложение к «Латинской грамматике» 1700 г.
- Приложение к «Руковедению в грамматику» 1706 г. — перечислено 25 книг, из которых 12 наименований отмечены как отосланные в Россию.
Некоторые книги в этих списка отмечены как находящиеся в работе или подготовленные к изданию. 3 книги из списка либо не сохранились, либо не были напечатаны. Тиражи изданий — 2000—3000 экземпляров каждая.
Издания типографии Тессинга
В типографии Тессинга при участии Копиевского были изданы:
- Книга о морском плавании, к тому о управлении кораблем на море… (пер. И.Копиевского). – Амстердам, 1698.
- Введение краткое во всякую историю по чину историчному от создания мира ясно и совершенно списаное. — Амстердам, 1699. — 67 с.
- Уготование и толкование ясное и зело изрядное краснообразного поверстания кругов небесных. — Амстердам, 1699. Краткие задачи по астрономии.
- Краткое и полезное руковедение в аритметику. — Амстердам, 1699. — 16 с.
- Краткое собрание Льва Миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее воинских дел обучение. — Амстердам, 1700. — Пер. И. Ф. Копиевского.
- Притчи Эссоповы, на латинском и русском языке… с приложением «Гомеровой брани или боя жаб или лягушек и мышей». — Амстердам, 1700. — С приложением 48 гравюр.
- И. Ф. Копиевский. Слава торжеств и знамен побед пресветлейшего и аугустейшего державнейшего и непобедимейшего великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, вкратце списана стихами поетыцкими. — Амстердам, 1700. — Стихотворный панегирик по случаю завоевания Азова. Цитата:
Славный сей день есть его же, господь сотвори
Крепостию великия силы покори.
Велика государя врази персть полижут,
Побеждениже, ражени, и руки не движут.
Понуждениже страхом, и мир упросиша,
Многимже прошением, своим умилиша,
Великаго государя победы сея
И строителя храбраго крепости ея.
Милосердый монарха мир им дарова,
Да не погибнет с кручины их бедна глава,
О немернаж благодать монархи велика
И супостатом своим сотвори толика,
Яковаже и другом, делать обыкоша,
Радостно супостаты, во своя приидоша.
Преславнеиже победе и сами чюдятся
И с даннаго им мира, зело веселятся.
Единственная книга, изданная в типографии Тессинга после ухода Копиевского, а также после смерти самого Тессинга (1701) — «Святцы, или Календарь» (Амстердам, 1702).
Шрифт типографии Тесинга был мельче обычного московского шрифта; форма некоторых букв была заимствована из латиницы, других — из классического печатного полуустава. Формат книг — в восьмую или четвертую долю листа.
Издания собственной типографии Копиевского
В собственной типографии Копиевского в Амстердаме были изданы:
- И. Ф. Копиевский. Грамматика латинская (лат. Latina grammatica in usum scholarum celeberrimae gentis sclavonico-rosseanae adornata). Амстердам, 1700. — 499 страниц, с параллельными латинским и славянским текстами.
- И. Ф. Копиевский. Лексикон на латинском, немецком и русском языке (лат. Nomenclator in lingua latina, germanica et russica). — Амстердам, 1700.
- Компиляция из «Тактикона» Льва Премудрого с прибавлением компиляции из сочинений польского историка Ш. Старовольского «Устройство королевского войска». Амстердам, 1700.
- Книга учащая морского плавания (голландский учебник Авраама де Графа). — Амстердам, 1701. — Пер. И. Ф. Копиевского.
- Синопсис Иннокентия Гизеля. Амстердам, 1700. Перевод приписывается Копиевскому.
- Кратчайшее руководство к риторике и одновременно ораторское искусство. Амстердам, 1700—1702.
- Книга политическая, или Политик-ученый и учено-благочестивый, переданный польскими стихами. 1700—1702; издание не сохранилось.
- И. Ф. Копиевский. Руковедение в грамматику в славяно-российскую (лат. Manuductio in grammaticam in sclavonico Rosseanam seu Moscoviticam). — Данциг, 1706.
В типографии Копиевского был отлит новый шрифт, отличающийся от шрифта типографии Тессинга формой отдельных букв.
Копиевскому нередко приписывают также издание знаменитого сборника «Символы и эмблемата» (Амстердам, 1705), сам Копиевский упоминает эту книгу в списке изданных им книг. Однако на самом деле она издана в типографии Генриха Ветстейна. Возможно, Копиевский создал переводы-переложения девизов к символам и эмблемам.
Неизданные труды
Остались в рукописях:
- Перевод на русский язык кальвинистского катехизиса. Рукопись Славянского фонда Библиотеки Хельсинкского университета, SI.Ms.-0-11.
- Перевод с латыни «Книги о деле воинственном» византийского писателя X в. Льва Премудрого. Перевод был завершен 15 июля 1698 г. и посвящался Петру. Местонахождение рукописи неизвестно.
- Перевод брошюры Карла Алларда (лат. Carlus Allard) «лат. Beshoryving der Eerpoorten, in’s grazvehage opgerecht…» (Амстердам, 1691) об английской революции 1688—1690 и приезде короля Вильгельма III Оранского в Гаагу весной 1691. Конец 1690х. Рукопись Славянского фонда Библиотеки Хельсинкского университета, SI.Ms.-0-11.
С конца 1708 г. Копиевский работает над переводами «Введения в европейскую историю» С. Пуфендорфа, книги «О добродетели» Горация, книги «Деяния Александра Македонского» Квинта Курция (БАН, собр. Петровской галереи, № 31), книги «О военном искусстве» Ш. Старовольского. Он также составляет симфонию к Библии, переводит Катехизис (РГАДА, ф. 138, № 42).
Роль в создании гражданского шрифта
Существует точка зрения, согласно которой именно шрифт, разработанный Копиевским, является основой принятого в 1710 г. Петром гражданского шрифта:
…в 1707 году Илья Копиевич получил приглашение принять участие в разработке нового гражданского шрифта, введенного Петром I через год и еще долго называвшимся в России «то амстердамскими литерами, то гражданской, то белорусской азбукой». Усовершенствованная белорусом кириллица и поныне лежит в основе азбук русского, белорусского, болгарского, украинского, македонского и других языков.
Однако такая точка зрения не находит подтверждения в сохранившихся источниках по истории Петровской реформы шрифта. Нет никаких документов о приглашении Копиевского и его участии в работе над шрифтом (например, работа над финальными эскизами шрифта идет при штабе Меншикова, в 1706 г. в Жолкве (близ Львова), в 1707—1708 — в Могилёве5, а Копиевского находится в это время при Якове Брюсе в Варшаве, а затем в Москве). Сами начертания литер восходят к эскизам Петра, обработанным гравером Куленбахом6.
В то же время несомненно, что амстердамские опыты Копиевского стали важной частью подготовительного этапа Петровской реформы азбуки.
Примечания
- Оба варианта фамилии используются в документах и справочниках, однако форма «Копиевский» дана как заглавная в словарной статье в «Словаре русских писателей XVIII века» (СПб., 1999) и «Русском биографическом словаре» А. А. Половцова.
- В 1700 году Тессинг получил от Петра специальную грамоту на печатание книг светского содержания в России и на продажу их в России сроком на 15 лет / Шицгал А. Русский гражданский шрифт. М., 1959. С.22
- Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий напечатанных кириллицей 1698 — январь 1725 г. М.; Л. — С.208.
- В некоторых работах прямо говорится о том, что типография Копиевкого была привезена в Россию и стала родоначальницей нового гражданского шрифта (см.), что противоречит фактам из истории типографии.
- Ефимов В. Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом.
- Шицгал А. Русский гражданский шрифт. М., 1959. С.27-31
Литература
- Durovi? L., Sj?berg A. Древнейший источник парадигматики современного русского литературного языка // Russian Linguistics 11 (1987). С.255-278. (Анализ судьбы типографии Копиевского после его отъезда из Амстердама)
- Nowak Z. Eliasz Kopiewski, polski autor, t?umacz, wydawca, drukarz ?wieckich ksi??ek dla Rosji w epoce wczesnego O?wiecenia // Libri gedanensis. 1968 / 1969. № 2—3.
- Winter E. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Russlandskunde im 18. Jahrhundert. Berlin, 1953.
- Бегунов Ю. К. Копиевский Илья Федорович / Словарь русских писателей XVIII века. СПб., 1999.
- Биография с сайта Биография.ру
- Г.Прибытка. На всемирную пользу (на белор. яз.) – пример тенденциозного изложения судьбы Копиевского.
- Кузнецова И. Е. Об источнике «Номенклатора на русском, латинском и немецком языке» Ильи Копиевского // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб., 2009. С. 319—326.
- Панегирическая литература петровского времени / Под ред. О.А.Державиной. М., 1979.
- Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. 1862. Т. I, т. II.
- Русский биографический словарь А. А. Половцова. Т. «Кнаппе — Кюхельбекер». С.245-246/
- Чижевський Д. Укра?нськi друки в Галле // Укра?нська Книгознавча Бiблiотека. Кракiв; Львiв. 1943. (на украинском языке).
- Шицгал А. Русский гражданский шрифт. М., 1959.