РГАДА для чайников

Российский государственный архив древних актов – одно из важнейших для исследователя учреждений. Архив – это не библиотека, поэтому студентам бывает сложно сориентироваться и разобраться в том, как с ним работать.

Как добраться до РГАДА

Как добраться до РГАДА

Для работы в архиве необходимо отношение на бланке факультета, вуза или научного института. Пишут в нем нечто вроде «Деканат филологического факультета Энского университета просит разрешить работу с фондами РГАДА студенту / аспиранту / преподавателю кафедры садоводства П.П. Иванову. Работа ведется над темой «История садоводства в Париже»». Форма произвольная, главное, чтобы были указаны статус исследователя и тема его работы (для студента – также данные научного руководителя). Пишется отношение на имя директора РГАДА (Рыженков Михаил Рафаилович), подписывается у декана или ректора, потом остается поставить печать – и ехать на Фрунзенскую.

Для доступа в архив нужно постоянно иметь с собой паспорт.

Архив работает так:

Осенью, зимой и весной – ПН, СР – с 12 до 20, ВТ, ЧТ – 10-17.30, ПТ – 10-16.30;
Летом – с 10 до 17.30.

Архив закрыт большую часть января, все майские праздники и весь август. Бывают еще различные конференции, санитарные дни (первый рабочий день каждого месяца), переносы праздников, визиты пожарной инспекции и т.д. – в общем, внимательно следите за расписанием и объявлениями.

Архив находится на Фрунзенской. Нужно выйти из метро и идти налево, мимо Макдональдса, парка, музея ретро-автомобилей и педа имени Ленина прямо-прямо по улице минут 15. РГАДА находится в красивом особняке на Большой Пироговской, но вход на территорию общий для всех архивов – на углу переулка Хользунова и Большой Пироговской. Если от Фрунзенской идти по левой стороне улицы и внимательно смотреть на таблички на дверях, промахнуться невозможно. Можно еще считать перекрестки. После двух на третьем – то, что нужно.

РГАДА, вид с Большой Пироговской. Этот вход всегда закрыт. Вход на территорию - слева за углом.

На входе вас встретит строгая охрана. Вам нужно сперва оформить пропуск – отдать в окошко на 1 этаже свое отношение. С выписанным пропуском и паспортом вы пройдете тенистый двор и легко найдете красивое двухэтажное здание в центре территории. Нужно войти через арку во двор. А во дворе – заветная дверь в архив. На втором этаже – читальный зал и зал микрофильмов. Вот туда-то вам и надо.

Архив – не библиотека. В архиве – не библиотекари, а хранители. И не читатели, а исследователи. Вы отдаете свой временный пропуск и паспорт и просите выписать постоянный. Обязательно уточните, что нужен пропуск «с ноутбуком». Постоянный пропуск можно будет получить на входе в регистратуре при следующем посещении архива – через несколько дней.

Внимание! Пропуск выписывается до 1 января следующего года. Каждый год процедуру его получения надо будет повторить.

Вас обязательно спросят, в первый ли раз вы пришли. Если да, то так и скажите; вам дадут прочитать правила работы и подписать лист ознакомления. Правила читать надо внимательно, это важно.

А вот после этого начинающий исследователь остается с архивом один на один. То есть никаких привычных библиотечных каталогов. За столами сидят дяденьки и тетеньки, лежат какие-то огромные книжки, все заняты своими делами. Что делать – непонятно.

Что делать?

Архив устроен не как библиотека, где есть алфавитный каталог, предметный каталог и всё понятно сразу. Архив состоит из фондов – по месту хранения, по месту происхождения, по фамилии семьи, по фамилии ученого, который конкретный фонд собирал и т.д. Фонды имеют номера и названия. Фонды описаны в описях, которые стоят в огромном шкафу слева от входа. Да, вся стена – это описи. В описях записан номер дела, его название, примерная или точная дата создания, может быть какая-то детальная информация (например, перечислен состав сборника, дано количество страниц, отметки об источниках появления в архиве и т.д.). Общую информацию о каждом фонде можно найти в путеводителях.

Чтобы что-то найти в архиве, нужно знать, что оно там есть.

Поэтому еще до поездки в архив стоит посмотреть путеводители. Это книги, в которых даны описания фондов, иногда с перечислением тех дел, которые в каждом фонде хранятся. К счастью, они есть в интернете на сайте «Архивы России».

И еще там есть поисковик! Согласитесь, это отличная альтернатива сквозному просмотру 5 томов путеводителя )

Например, наш исследователь Иванов хочет найти информацию про садоводство. Он делает соответствующий запрос: вертоград. Получает список фондов, в описании которых в путеводителе встречается это слово. Т.е. в других фондах оно тоже может встречаться, но просто не попало в путеводитель. Но начало уже есть. Исследователь Иванов выписывает номера фондов и описей и отправляется в архив.

В архиве исследователь Иванов подходит к шкафу и по приклеенным на полках номерам ищет описи своего фонда. Номера на полках – это номера фондов, описи которых на них стоят. Иногда описи приходится искать долго, потому что другие исследователи, полистав, ставят их куда попало. Никогда так не делайте!

Шкафы с описями. Фото ЖЖ-юзера yrkja

Шкафы с описями

Мы не будем облегчать жизнь исследователю Иванову: нужной описи на полке не обнаружится. Иванов пройдет по рядам, аккуратно заглядывая на все столы – вдруг кто-то ее как раз смотрит? Тогда придется подождать. Но увы: описи на столах нет. Тогда он пойдет к хранителям и вежливо спросит, где искать опись. Некоторые описи хранятся отдельно. Но увы: его опись надо искать на полках. И только перелистав пять полок с тяжелыми описями наш исследователь Иванов обнаружит нужную книгу, которую какой-то плохой человек засунул на полку 128-190 вместо полки 1182-1190.

Опись найдена – что теперь? Читать.

Чтение описей – самое увлекательное занятие! Работа в архиве – постоянный азарт: никогда не знаешь, что скрывается за скучным названием и будет ли тебе полезно на самом деле то или иное дело. И выдадут ли его тебе вообще! Дело может быть ветхим; на съемке; на выставке; оно просто могло никогда не выдаваться, поэтому его сперва нужно будет подготовить для чтения…

В описях материал расположен по темам, по годам создания, по авторам – короче, по-разному. Когда наконец предположительно нужное дело найдено, нужно взять требование и аккуратно его заполнить. Если что-то в требовании не так – ваше дело не найдут. Пишем ФИО, тему работы, название фонда, номер фонда, номер описи, год, номер дела, название дела. Отдаем хранителям и, если не тянет дальше читать описи, отправляемся домой. Москвичам дела выдают через несколько дней (обычно через два рабочих дня на третий) – вам сразу же скажут, когда приходить.

Иногородним исследователям дела выдают быстрее, но тоже не в тот же день (обычно через день).

Так выглядит требование в архив (увеличивается)

Так выглядит требование в архив (увеличивается)

И вот утром четверга наш исследователь Иванов летит на крыльях в архив. Он тащит тяжелый ноутбук, он готов сидеть в архиве до ночи (правда, до ночи архив не работает), он жаждет получить свою бесценную рукопись…

Кстати, рукописи выдаются на месяц. И потом в следующий раз их можно заказать через полгода. Поэтому исследователь Иванов взял на работе отпуск.

Когда рукописи получены из хранилища, они ждут своего исследователя на полках с номерами или в сейфе (особо ценные дела). Если ваше дело лежит на полке – ее номер стоит запомнить.

Как взять дело:
1) Здороваемся с хранителями, расписываемся в книге посещений, сдаем пропуск.
2) Если дело берем впервые: называем фонд и дело, расписываемся в карточке, получаем дело. Не забудьте заполнить в деле листок выдачи!
3) Если берем не в первый раз: сдаем пропуск, называем хранителям полку (если мы ее сами знаем и помним), самостоятельно берем дело и идем работать.

Как сдать дело:
1) Если не хотим еще его сдавать, просто кладем на свою полку (или в сейф) и просим пропуск.
2) Если мы его сдаем, то сообщаем об этом хранителям и кладем дело туда, где лежат возвращенные дела – на крайнюю правую полку.

Внимание! Без пропуска вас не выпустят из архивного городка! Не забывайте его брать!

Кстати, для работы с большими делами на столах лежат удобные деревянные подставки (и наш исследователь Иванов уже приглядел себе одну).

Но вместо прекрасной рукописи Иванову выдали картонную коробку: «У вас микрофильм!»

Микрофильмы

Работа с микрофильмами – отдельное искусство. Зал микрофильмов находится рядом с читальным; в нем рядами стоят страшные машины с большими экранами. И главное: работает из них только треть. Поэтому опытные исследователи приходят ровно к 10 (а то и без 15 минут 10), чтобы успеть занять работающую машину. Кто не успел – тот опоздал И как всегда, нужно заранее знать, что она работает; поэтому советую накануне запомнить те, за которыми кто-нибудь сидит… Нашему исследователю Иванову придется теперь ждать, пока кто-нибудь закончит работу – обычно это бывает во второй половине дня. Пока он может сходить в столовую, потому что уже к 2 часам в ней остаются только избранные блюда. А в 3 она закрывается.

Типовая машина для работы с микрофильмами (увеличивается)

Типовая машина для работы с микрофильмами (увеличивается)

Итак, микрофильм. Это не конец света, хотя работать с ним непросто. Во-первых, надо разобраться с машиной. Куда класть ленту и где ее включать – можно догадаться (или посмотреть у соседей). Но вот как повернуть изображение? Исследователь-гуманитарий застынет в ужасе и с плачем сбежит. Исследователь-инженер последовательно покрутит всё, что у машины крутится, и найдет ту штучку, которая поворачивает зеркало внутри машины (ну, если ее не отломали и если она работает). Исследователь, который хорошо учил в школе физику, приподнимет экран и повернет зеркало рукой.

Еще в машине можно менять лупу (т.е. увеличивать или уменьшать изображение). А всё остальное делаем руками. Формат рукописи не обязательно совпадет с форматом экрана, поэтому придется постоянно крутить ленту туда-сюда, влево-вправо, вверх-вниз, чтобы прочитать лист целиком. Видно не всегда хорошо – мощности лампы может не хватить. Микрофильмы черно-белые, поэтому для палеографического описания рукописи они не подходят, надо слезно просить оригинал.

В общем, работа с микрофильмом – это настоящее боевое крещение. А потом ничего, привыкаешь, втягиваешься. У них есть неожиданный бонус: на одной ленте может быть несколько дел. И можно заодно посмотреть то, что никогда не собрался бы заказать. И вот там-то может оказаться самое любопытное и неожиданное.

Перед тем, как сдать микрофильм, его надо правильно смотать.

Кстати, микрофильмы тоже выдают только на месяц.

Есть и еще одна святая святых Архива, работа с которой требует особых навыков. Это фонд БМСТ – Библиотека Синодальной типографии. Там только печатные тексты (в отличие от Рукописного собрания Синодальной типографии). У БМСТ нет описи. Чтобы получить оттуда что-то, нужно сперва узнать, что оно там есть, а потом написать требование без шифров и кодов. И если ваш текст там есть, вам его принесут (обычно на следующий день!)

Как узнать, есть ли ваш текст в архиве?

На сайте РНБ в каталоге гражданской печати указаны сиглы библиотек, в которых хранится каждый из текстов (РГБ – Ленинка, ГПИБ – Историчка и т.д.). Если там стоит заветное РГАДА, радостно выписываем требование. С кириллическими изданиями раньше было хуже, но теперь в только что изданном «Своде русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга» А.А.Гусевой указаны даже известные коды для корректурных экземплярах в фонде БМСТ. Не ленитесь, выписывайте их сразу – облегчит жизнь хранителям и вам.

Но все-таки множество печатных текстов проще получить в других библиотеках – Ленинке, Историчке, Публичке или БАНе. В архив мы идем прежде всего за рукописями.

А для работы с рукописями хорошо бы уметь читать скоропись. Если у вас не было курса палеографии, можно посмотреть самоучители и почитать материалы. Это только кажется сложным. Но удовольствие от работы в архиве ни с чем нельзя сравнить.

PS Главная достопримечательность архивного городка – кошки, которые охраняют бесценные рукописи от мышей и крыс. Если у вас аллергия на пыль или кошачью шерсть, обязательно берите с собой таблетки.

Кошки РГАДА (фото Ю.Смирновой)

foto450

Благодарю друзей и коллег, помогавших в работе над этой заметкой.