Арсений Мацеевич

Основная часть этой статьи написана мною для русской Википедии. Я разрешаю использовать его в проекте “Википедия”, однако на всякий случай сохраняю его на своем сайте в исходном виде.

Екатерина Кислова

Портрет Арсения Мацеевича. Ревельская Николаевская церковь, 2 пол. XVIII в.

Портрет Арсения Мацеевича. Ревельская Николаевская церковь, 2 пол. XVIII в.

Арсений (Мацеевич) (Александр Иванович Мацеевич; 1697, Владимир-Волынский — 1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Ростовский (13 мая 1742 — 14 апреля 1763).

Биография

Арсений Мацеевич родился в 1697 году во Владимире-Волынском в семье православного священника. Его отец, Иоанн Мацеевич, происходил из поляков и был иереем при Владимирском Спасском храме1. Получил хорошее образование, учился в духовной школе Владимира-Волынского, во Львовской школе риторики, затем Киевской духовной академии.

В 1716 году был направлен в Черниговскую епархию в Спасский монастырь Новгорода-Северского проповедником. Здесь архимандрит Геннадий (Стефанович) постриг его в монашество с именем Арсений. В монастыре инок Арсений имел клиросное послушание, говорил проповеди и обучал детей латинскому языку.

В 1717 году инок Арсений был послан в Чернигов к преосвященному Антонию (Стаховскому), архиепископу Черниговскому, и рукоположен им во иеродиакона. Иеродиакон Арсений быстро сблизился с владыкой, который был другом митрополита Стефана (Яворского)2. Под влиянием архиепископа Антония он решил продолжить свое образование.

В 1718 году иеродиакон Арсений вновь поступил в Киевскую духовную академию «для слушания философии и богословия»3. Здесь по благословению преосвященного Варлаама (Вонатовича), архиепископа Киевского, в 1723 году в Киевском Софийском соборе он был посвящен в иеромонаха. В 1726 году окончил слушание академических наук.

В конце 1729 года Арсений вернулся в Черниговскую епархию и был направлен в Черниговский Троицкий Ильинский монастырь. Но уже в 1730 году отправлен в Тобольск для проповеди, где в качестве проповедника и учителя прожил 3 года.

В 1733 году, возвращаясь из Сибири, совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками.

В 1734—1736 годах Арсений участвовал в подготовке Второй Камчатской экспедиции под началом В. Беринга. Однако в 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным. По болезни (цинга) уволен от флотской службы (1737 г.) и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче). С 1738 года — соборный иеромонах синодального дома и законоучитель Академической гимназии в Санкт-Петербурге.

В марте 1741, во время регентства Анны Леопольдовны, Арсений был рукоположен во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Выбор Арсения для этой кафедры был обусловлен не только его знакомством с Сибирью, но и тем, что незадолго до этого он отказался присягать герцогу Бирону — регенту малолетнего Иоанна Антоновича.

Позже Арсений Мацеевич отказался присягать и Елизавете Петровне:

… считал унизительными для архиерейского сана слова: «исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Взамен владыка предлагал: «исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти — Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити — живым и мертвым». К этой формуле митрополит Арсений сделал еще пояснение, что монаршей власти довольно в той силе присягать в верности и повиноваться, в какой показано от Крайнего Судии Христа в Евангелии и Апостоле. В термине Крайний Судья в приложении к лицу императора митрополит Арсений видел «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии — Самого Христа».

Житие священномученика Арсения (Мацеевича) (1697—1722), митрополита Ростовского

Елизавета разрешила не произносить Арсению этого выражения, однако присягу он так и не принес. Тем не менее, это никак не отразилось на карьере и жизни Арсения: в 1742 г. он неоднократно произносил проповеди во время коронационных торжеств, а затем был переведен в Ростов, причем получил звание члена Святейшего Синода4.

С 1742 по 1763 — митрополит Ростовский. По его инициативе в Спасском монастыре Ярославля была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария. Арсений считается деятельным просветителем, однако П.В.Знаменский придерживался другой точки зрения, считая Арсения Мацеевича противником создания духовных школ, что было редким исключением среди епископов украинского происхождения. В вину ему ставилось также закрытие латинской школы в Ростове5.

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.

Арсений Мацеевич в заключении. Рисунок XIX в.

Арсений Мацеевич в заключении. Рисунок XIX в.

Арсений Мацееивч – единственный из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II, за что в 1763 году был снят с поста митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, где продолжал жестко критиковать екатерининскую политику. В 1767 году был разжалован в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость6 под именем «некоего мужика» Андрея Враля.

Скончался 28 февраля 1772 год, погребен в Таллине (Ревеле) в Успенском приделе Никольской церкви7.

Проповеди и богословские труды

Арсений Мацеевич был известен как яркий проповедник. В 1742—1761 гг. он активно проповедовал при дворе. По сведениям Евгения (Болховитинова), 7 проповедей его были напечатаны при жизни, в 1742, 1744 и 1749 гг. В настоящее время известно 12 томов рукописных копий его проповедей 1746—1761 гг.; они находятся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Пример проповеднического текста Арсения Мацеевича:

Кто Бог, разве Господа; или кто Бог, разве Бога нашего. Того ради отнюд не возможно сих словес силы и причины совершенно уразум?ти, аще не прежде всего зi псалма, хотя от части, изяснится толкование и основание, котораго начало: Возлюблю тя Господи кр?посте моя: Господь утверждение мое, и приб?жище мое, и избавитель мой. аки бы реклъ, по достоинству тебе Господи любить одолжен есмь, толикими благодhяниями твоими обдарен и обогащен: которая благод?яния одним словом, и многими именами Давид представляет, представляет одним словом кр?пости глаголя: Господи кр?посте моя: сир?чь, вс?х сил моих, имиже возмогох над врагами моими поб?ду им?ть и торжествовать, ты Господи кр?пкод?йствителная вина, и всесилный производитель.

Из «Слова на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» 1744 г.; в упрощенной орфографии.

Известны также труды Арсения Мацеевича против раскола и раскольников. Это «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу (1734 г.), предисловие к исправленному им же изданию «Обличение неправды раскольничей» Тверского архиепископа Феофилакта (1745 г.), «Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных».

Против лютеранства написано сочинение «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток», которое датируется Филареторм (Гумилевским) примерно 1745—1753.

Миссионерская деятельность Арсения Мацеевича оценивается неоднозначно:

Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. <…> Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям.

Биография на сайте «Русское православие»

Владыка обнаружил, что среди ростовской паствы было множество раскольников, из-за отсутствия школ народ находился в глубоком невежестве, а духовенство не стояло на высоте своего призвания. Митрополит Арсений стал сразу заботиться, чтобы Церковь была воспитательницей народа.

Житие священномученика Арсения (Мацеевича) (1697—1722), митрополита Ростовского

Резкий и независимый характер Арсения Мацеевича всегда был поводом для различных взысканий и выговоров. Так, среди документов Св.Синода содержатся выговоры «за употребление им в доношении Святейшему Синоду выражений поносительных и уразительных» (31 апреля 1743 года), требования объяснений по поводу приписки на архиерейской присяге (27 мая 1743), объявление «жестокого выговора» (19 августа 1743), требование объяснений по поводу отказа принять отставных, присланных в его епархию, с обязательным дополнением «сказанному митрополиту не писать уразительных речей» (19 октября 1743) и т.д.

Однако при Елизавете независимый митрополит никаким другим взысканиям кроме выговоров не подвергался; сложные отношения с членами Св.Синода все-таки не могли помешать благоволению императрицы. Сохранилось несколько писем Арсения Мацеевича Елизавете, в которых он в основном поздравляет императрицу с различными праздниками и жалуется на свои различные болезни.

За превысочайшее и всемилостив?йшее вашег? императорскаго величества пожалование меня всеподданн?йшаго Раба и Богомолца виномъ венгерским, которое я чрезъ пре?сщеннаго платона архиепископа московскаго получилъ, всепокорн?йшее барское мое приношу ВАШЕМУ императорскому величеству при всенижайшем моемъ поклонении благодарение, и повсемилостив?йшему Вашего императорскаго величества приказу началъ я оное вино себ? употреблять по сов?ту лекаря с салволятилемъ, и чувствуя ползу сосновую воду пить отставилъ. Тоежъ вино наприношение безкровныя жертвы одражайшемъ вашег? императорскаг? величества здравии и спасении при моем служении будетъ употреблятся, котораго здравия и спасения при благопословении божиемъ всегда вашему императорскому величеству як? всемилостив?ишей матери всеусердно, и богомолческо желая пребываю.

Из письма Арсения Мацеевича императрице Елизавете Петровне, 1753 г.

Пришедшая к власти Екатерина относилась к ростовскому митрополиту по-другому: протест против ее церковной политики мгновенно обернулся для Мацеевича ссылкой и заключением.

Реабилитация и канонизация

Священномученик Арсений (Мацеевич)

Священномученик Арсений (Мацеевич)

28 июня 1918 года Всероссийским Поместным Собором, как лишенный святительского сана по политическим мотивам, был восстановлен в архиерейском достоинстве.

Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ (Московский Патриархат) в августе 2000 года определил причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, среди прочих, священномученика Арсения Ростовского8.

Память священномученику Арсению Ростовскому празднуется 28 февраля (юлианский календарь).

Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2004 года канонизировала украинца Мацеевича как новомученика9.

Труды

Изданные при жизни:

  • «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу. М., 1734. Повторно: Арсений Мацеевич. Увещевание // Православный собеседник. 1861. т. III., С. 184—204.
  • Слово в день Петра и Павла. М., 1742.
  • Слово в день восшествия на престол Елизаветы Петровны. М., 1744.
  • Предисловие к исправленному им же изданию «Обличение неправды раскольничей» Тверского архиепископа Феофилакта («Феофилактово обличение поморским ответам»). М., 1745.

Изданные после смерти

  • Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных. — Православный собеседник, 1861 г.
  • Доношения Арсения в Св. Синод. — Чтения Московского общества истории. 1862, № 2, 3; Русская старина, 1876. № 15.

Рукописи

  • Записка «О благочинии церковном» (в соавторстве с Амвросием Юшкевичем). 1742 г. Содержала протест против синодального управления и Коллегии экономии, а также предложение о восстановлении патриаршества.
  • Письма Елизавете Петровне и Екатерине II. Хранятся в РГАДА.
  • «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток». (1745—1753). Отрывки напечатаны в работе И. А. Чистовича «Феофан Прокопович и его время». — СПб., 1868. С.386 — 407.
  • Проповеди. Рукописи РГБ 303. II ТСЛ 10.1-7, РГБ 303. II ТСЛ 11.1-4. Список середины XIX века.

Примечания

  1. Григорович Н. И.Автобиографические показания Арсения Мацеевича // 1869. № 17
  2. Попов М. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905
  3. Григорович Н. И. Автобиографические показания Арсения Мацеевича // Ярославские епархиальные ведомости. 1869. № 17.
  4. Когда в 1745 г. в Синоде вновь было поднято дело о присяге, Арсений письменно ответил Синоду, что эта присяга несогласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе». Однако по-прежнему никаких санкций к нему применено не было, дело было закрыто, а лист с переделанной присягой велено было сжечь.
  5. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 181, 465.
  6. Попов М. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905.
  7. Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских. 1862. Кн. 3. С.135-194.
  8. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия
  9. Замученный правды ради митрополит Арсений Мацеевич (укр.)

Литература

  1. Сулоцкий А. И. Место заточения, смерти и погребения бывшего Ростовского митрополита Арсения Мацеевича, или мнимая могила митрополита Арсения в Верхнеудинске // «Прибавления к Иркутским Епархальным Ведомостям». 1863, № 37
  2. Житие священномученика Арсения (Мацеевича; 1697—1722), митрополита Ростовского. Сост. священником Олегом Митровым. Тверь, 2001.
  3. Попов М. Cвящ. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905.
  4. Г. Н. К-ов. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский — как проповедник // Ярославские епархиальные ведомости. 1864. № 35-52.
  5. Сулоцкий А. И. К жизнеописанию Арсения Мацеевича // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете. М., 1864. Кн. 4. Ч. 5.
  6. Биография и список источников на сайте «Русское православие»
  7. Арсений, митрополит Ростовский (Мацеевич Александр)